Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Методы воспитания детей с ОВЗ формируют познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.
Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности ребенка.
В ней выделяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
- репродуктивный;
Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
- практические (упражнения, трудовые действия и др.);
- репродуктивные, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
Наиболее приемлемые методы в работе с детьми, имеющими ОВЗ:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- коммуникативный;
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля.
Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип комплексности (устранение речевых нарушений в некоторых случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер, т.е. взаимодействие с неврологом. отоларингологом, офтальмологом, психиатром, педагогом-психологом и т.д.);
- принцип системности (опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип развития (предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- этиопатогенетический принцип (установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта);
- принцип обходного пути (формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
- принцип наглядности (применение разнообразных иллюстраций, использованием ярких примеров и жизненных фактов. наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.);
- принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
- принцип индивидуального подхода (организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).